Интересно правда это или вымысел

Передача была показана по каналу Культура
текст взят с сайта
http://www.video.avk.lt/dokumentalnye/7 ... -krot.html там же есть ссылка на видео
"О технической возможности подземных путешествий написал в английском журнале русский инженер Петр Рассказов, затреленный в 1904 году во время уличных беспорядков, а до него один сотрудник Эдисона, современник Жюля Верна разработал схему подобного устройства. В начале второй мировой войны немцы взялись за реализацию подобного проекта. Их идея заключалась в следующем - подлодка стартует от Франции, плывет под водой, пересекает Ла-Манш и дальше вгрызается в грунт английского берега и незаметно проникает в тыл англичанам, где наносит удар по коммуникациям, высадив десант и сеет панику. Проект назывался "Морской лев". Основа разработки - патент Хорнера фон Верна, зарегистрированный ещё в 1933 году: агрегат для подземного передвижения, скорость 7 кмчас, экипаж до 5 человек, и запас взрывчатки до 300 кг. Причём лодка фон Верна "плавала" как под водой, так и под землей. Немцы успели разработать и испытать эту лодку. А в 1939 году проект закрыли... Но проект попал в руки генерала СМЕРШа Абакумова.
Эксперты дали заключение - это агрегат для передвижения под землей. Весной 1945 года на Лубянке обнаружили, что в немецком проекте принимал участие один русский инженер-самоучка - Рудольф Требелецкий, закончивший экстерном гимназию и Московский университет, расстрелянный во время репрессий в 1933 году. В спецхране нашлись привезенные им из Германии копии чертежей. Требелецкий значительно усовершенствовал изобретение фон Верна. Теперь лодка могла одинаково успешно двигаться как под землей, так и под водой. Кроме этого он изобрел "термальный суперконтур", что значительно облегчало продвижение под землей. Свою лодку он назвал "Субтерина", а потом и дочь. О своих идеях Требелецкий рассказал однокласснику, известному писателю-фантасту Григорию Адамову. Адамов использовал идеи Требелецкого в своих романах "Тайна двух океанов" и "Покорители недр". За упоминание секретных технологий Адамов был наказан полным забвением при жизни и умер не дожив 60-летия. Абакумов собирался доложить Сталину о расстреле ценного ученого и чуть не потерянной вследствие этого стратегической технологии и в 1949 году хотел возродить проект, призвав для этого лучших горных инженеров. Но Берия опередил его и при поддержке Устинова они вдвоем убедили Сталина что проект бесперспективен. Но в 1962 году проект получил развитие - на Украине, в местечке Громовка, по приказу Хрущова построили стратегический завод по массовому производству подземных лодок! Так вот откуда взялась известная поговорка...
К 1964 году завод был построен. Первая советская подземная лодка была титановой с заостренным носом и кормой, диаметром 3 метра и длиной 25 метров, экипаж - из 5 человек, и могла вместить 15 бойцов, и тонну вооружения, скорость - до 15 км/час. Боевая задача - обнаружение и уничтожение подземных командных пунктов и ракетных шахт противника. Хрущев лично осмотрел новое оружие.
В 60-е годы наши подлодки легко достигали американских берегов. Предполагалось со временем доставлять туда и субтерины... Полевые испытания нового оружия проводились на территории Уральского военного округа, так как там более твердые грунты. Даже спустя сорок лет после этих испытаний их следы производят неизгладимое впечатление.
Осенью 1964 года прошли первые испытания подземного крейсера, названного "Боевой крот". Результаты были отличные - подземная лодка как по маслу прошла 15 км и разрушила подземный бетонный бункер условного противника. Необходимая энергия вырабатывалась ядерным реактором. Новое оружие выглядело фантастикой в действии. Все были поражены. Но во время повторных испытаний случилось ЧП - лодка взорвалась и экипаж погиб, включая десантников и командира - полковника Семена Будникова.
Со смещением Хрущёва куратором проекта стал Устинов и проект был закрыт. Устинов хотел разместить на Луне Командный пункт ракетных войск стратегического назначения и проект подземной лодки ему был не нужен. Подземную лодку засекретили окончательно. В 1976 году по инициативе начальника Главного управления гостайн Антонова в печати стали появлятся сообщения о этом проекте. А остатки самого подземного крейсера ржавели под открытым небом до 90-х годов. Сейчас бывший полигон вроде хотят объявить запретной зоной. Кстати, до сих пор никто не ожидает десанта из под земли..."